Порядок оформления собственности в МФЦ
Процедура оформления недвижимости, при которой юридическое или частное лицо признается полноправным владельцем того или иного имущества, осуществляется посредством государственной регистрации права собственности на квартиру. Наряду с Росреестром, допускается подавать документы в МФЦ. Вопрос регулируется законом о государственной регистрации недвижимости №218-ФЗ, а также другими правовыми актами.
Особенности оформления собственности в МФЦ
Долгое время оформлять соответствующие права можно было только в Регистрационной палате. Однако с 2017 года ситуация изменилась. Теперь документы для регистрации права собственности можно подать в МФЦ. При этом допускается продажа, наследование, дарение со следующей недвижимостью:
- дома или квартиры;
- гаража;
- земельного участка.
Пакет документов на переоформление собственности в МФЦ предъявляется аналогичный, что и в Росреестр.
Запись на регистрацию и список документов
Сперва нужно записаться на прием, позвонив по телефону или инициировав электронную регистрацию на портале Госуслуг.
МФЦ оборудованы автоматами для электронных очередей. Но вначале обслуживаются люди, которые записались на конкретное время предварительно.
Оформление права собственности на квартиру в МФЦ займет немного времени, так как для удобства заявителей к работе привлечено много специалистов. Кроме того, во время ожидания людям не нужно стоять. МФЦ оснащены мягкими диванами, где можно подождать в спокойной обстановке.

По программе «Доступная среда» офисы многофункциональных центров реконструируют. Многие из них оснащены пандусами без порогов и лишних ступеней. Воспользоваться услугами МФЦ могут также люди с плохим зрением или слухом. Каждому посетителю на время ожидания присваивается номер. Когда кто-то из операторов освобождается, то на большом экране загорается и четко произносится очередной номер.
До обращения в МФЦ следует собрать целый пакет официальных бумаг. К ним относятся следующие:
- удостоверения личности в виде паспортов (для иностранцев необходим перевод, заверенный у нотариуса);
- документы, устанавливающие право собственности (договор об отчуждении имущества, акт о приватизации, договор ДУ или долевого строительства, земельный акт);
- бумаги из тех. служб (например, на земельный объект — кадастровый паспорт);
- чек с уплаченной госпошлиной.
Заявление составляют непосредственно в МФЦ с помощью специалистов. Здесь же имеются платежные терминалы для оплаты госпошлины без дополнительной комиссии.
Кроме личного посещения допускается подача документов в МФЦ через представителя. Но для этого оформляют доверенность и заверяют у нотариуса. Кроме того, переоформление права собственности возможно посредством рукоприкладчика в случае, если участник сделки не имеет возможности подписываться сам.
Пошаговая инструкция по оформлению
Процедура регистрации права собственности включает в себя несколько этапов.
- Обращение в МФЦ, где бумаги проверяются на предмет подлинности, соответствия нормативным положениям, отсутствия исправлений. На этом этапе в принятии может быть получен отказ, если их подает доверенное лицо, а собственник внес запрет на оформление сделок с недвижимостью без своего участия.
- Если все в порядке, то сотрудник выдает заявителю расписку о принятии документов.
- Так как регистрация и оформление права собственности непосредственно в МФЦ не осуществляется, специалисты передают документы в Росреестр, где и проводится процедура переоформления собственности. Процедура приостанавливается, если сотрудники МФЦ посчитают, что необходимо донести определенные документы.
- При положительном решении Росреестра соответствующие сведения заносятся в ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости). На этой записи нюансы регистрации заканчиваются, и сделка считается заключенной.
- Заявители обращаются в МФЦ, чтобы забрать документы.

Размеры госпошлин
Услуги МФЦ предоставляются на бесплатной основе. Однако за регистрацию права собственности – через Росреестр или МФЦ взимается государственная пошлина.
В отношении физических лиц в настоящее время оплата осуществляется в следующих размерах:
- 2 000 за оформление собственности на дачу, квартиру или офис (склад);
- 500 руб. на гаражи;
- 350 руб. за регистрацию права собственности на земельный надел;
- 50 руб. за сделку с землями сельскохозяйственного назначения.
Для юридических лиц ставки несколько иные:
- 22 000 руб. за оформление прав собственности на дом, квартиру или нежилое помещение;
- 15 000 руб. за сделки с землей.
От уплаты государственной пошлины за сделку с недвижимостью освобождаются малоимущие граждане (при соответствующем подтверждении этого статуса), а также органы муниципалитета.
Сроки оформления
В связи с тем, что процедура осуществляется в Росреестре, она может занять немного больше времени, чем при обращении непосредственно в эту организацию. Но как правило, срок оформления собственности через МФЦ не превышает 10 дней.
Если же регистрируется договор о долевом участии, то время ожидания сокращается до 5 дней. Дата регистрации указывается сотрудником в расписке, которая вручается заявителю.
Ход операции отслеживают по номеру, который присваивается при подаче документов.
Получение результата
Документы получают в тот день, который указан в расписке. Рассчитывать на то, что это произойдет раньше положенного срока, не стоит. Каждый участник сделки может самостоятельно обратиться в МФЦ, чтобы получить результат. Если в течение месяца после даты, указанной в расписке, в МФЦ никто не пришел, то документы отправляют в архив Росреестра. Тем не менее, после окончательного их сбора в архив, с получением не возникнет трудностей. Для этого нужно заранее позвонить в территориальный отдел Росреестра.

Возможные причины отказа в оформлении
С 2017 года свидетельства о собственности на специальных бланках со степенями защиты не выдаются (но старые документы не утратили действительность). Поэтому в настоящее время основным подтверждением успешной регистрации является выписка из ЕГРН, которая распечатывается на обычном листе формата А4. В ней представлена следующая информация:
- описание объекта недвижимости;
- адрес;
- реквизиты собственника;
- кадастровый номер;
- иные сведения.
Выписку предоставляют заявителям после регистрации собственности на недвижимость (будь то земельный участок, нежилой промышленный объект или квартира).
Если процедура приостанавливается, то на электронный адрес или телефон поступает сообщение о проблемах, из-за которых это произошло.
От причины зависит предоставляемый период для устранения трудностей. Как правило, срок составляет 3 месяца, но бывают и исключения.
Один месяц дается, если в регистрирующий орган должны поступить дополнительные сведения по межведомственным связям. Чтобы сократить время, заявитель может сам съездить в организацию, от которой нужно получить документы.

Если основанием для приостановки регистрации собственности стала частичная оплата пошлины, хотя на самом деле заявитель заплатил ее в полном размере, следует немедленно отправиться в МФЦ и предъявить квитанцию об оплате. После этого процесс сразу возобновится.

Если в течение предоставленного срока необходимые документы так и не донесли, то в регистрации будет отказано.
Но это решение можно оспорить в суде, и при положительном исходе государственное оформление недвижимости возобновится.
Существуют ситуации, при которых в регистрации сделки по переоформлению права собственности будет отказано. К таковым относятся следующие.
- Запреты или обременения на жилье или коммерческую недвижимость различного характера (например, арест).
- Недостоверность или фальсификация предоставленной информации (например, владелец дома скончался, а свидетельство еще не получено или по вопросу наследства имеются расхождения).
- Неточность и несовпадения в документах.
- Отсутствие права заявителя заключать соответствующую сделку.
