Консультация юриста по телефону
+7 (495) 980-97-90
доб. 468
По Москве и Московской обл.
Работаем круглосуточно
Нуждаетесь в совете юриста?
Задайте свой вопрос прямо на сайте бесплатно
Юрист сейчас
в режиме онлайн
Спросить
Автор статьи
Миронова Анна Сергеевна
Время на чтение: 8 минут
АА

Порядок регистрации права собственности на квартиру

Процедура регистрации права собственности на квартиру означает внесение данных о жилплощади в ЕГРН – федеральный реестр, где хранится информация о сделках, совершаемых с квадратными метрами, накладываемых на них обременениях, переходе вещных прав. Прохождение административных формальностей – необходимое условие для продажи, обмена и дарения ценного имущества впоследствии.

Условия для оформления

Оформление квартиры в собственность означает внесение сведений о ней в ЕГРН. Выписка из реестра – единственное доказательство прав гражданина на жилплощадь, поспорить с которым можно через обращение в судебные инстанции.

Чтобы оформить квартиру нужно внести сведения о ней в ЕГРН.

В ст. 14 ФЗ-218 указано, что гражданин вправе оформить квартиру в собственность путем подачи заявления. Запись в ЕГРН делается по следующим основаниям:

  • издание органами муниципальной или региональной власти нормативных актов, устанавливающих права собственности на недвижимость для определенных категорий лиц или организаций;
  • совершение сделок с жилплощадью (купля-продажа, мена, получение в дар);
  • выдача подтверждения права наследования;
  • вступление в силу решения судебного органа;
  • составление межевого плана на земельный участок;
  • выдача иной документации, предусмотренной положениями законодательства.

Согласно положениям ст. 16 ФЗ-2018, совершать регистрационные действия вправе только непосредственно связанные с объектом лица – будущие собственники квартиры. Если они не достигли 14-ти-летнего возраста или недееспособны, вместо них в Росреестр обращается их законный представитель, действующий на основании нотариальной доверенности.

Ранее для оформления права собственнику нужно было вначале обращаться в кадастровую палату, чтобы поставить объект недвижимости на кадастровый учет, а затем проводить регистрацию в Росреестре.
В 2018 году эти операции проводятся одновременно, что уменьшает сроки прохождения административных формальностей.

Постановка объекта недвижимого имущества на кадастровый учет требуется, если он был вновь создан (например, гражданин построил дом), прекратил существование, информация о нем ранее не была внесена в ЕГРН.

Запись в ЕГРН делается при составлении межевого плана на землю.

Документы для оформления в собственность

Чтобы зарегистрировать собственность на квартиру, нужно обращаться в Росреестр с пакетом документации.

Полный перечень бумаг, которые могут потребоваться, приведен на официальном портале госоргана.

Чтобы выбрать из него позиции, актуальные для конкретного вида сделки, можно воспользоваться специальным конструктором жизненных ситуаций по ссылке http://ls.rosreestr.ru/usecases.html.

Для госрегистрации права на квартиру, возникшего в результате ее покупки, заявителю потребуется:

  • общегражданский паспорт;
  • договор с продавцом жилплощади;
  • документальное подтверждение общей собственности на квадратные метры (если продавец женат);
  • бумаги, подтверждающие собственность продавца на объект недвижимости;
  • документ, подтверждающий внесение покупателем аванса (если от этого условия зависит заключение договора);
  • заявление о госрегистрации права, составленное покупателем;
  • квитанция о перечислении государственной пошлины.

Если заявитель обращается через своего законного представителя, потребуется нотариальная доверенность, подтверждающая его правомочия.

Если гражданин оформляет права собственности на квартиру, приобретенную на этапе возведения здания по договору долевого участия (ДДУ), пакет документов будет включать:

  • паспорт;
  • собственноручно написанное заявление;
  • согласие от супруга или документ о безбрачии;
  • акт передачи-приема квартиры (который подписал представитель застройщика по ДДУ и сам гражданин);
  • кадастровый паспорт жилплощади.

Заявитель при регистрации прав обязан оплатить государственную пошлину. В 2018 году ее размер равен 2 тыс. руб. для граждан и 22 тыс. руб. для компаний.

Подготовка пакета документов

Предоставление документов для регистрации прав собственности на квартиру возможно в виде оригиналов или копий, заверенных у нотариуса.
Чтобы не ошибиться при их составлении, граждане пользуются юридической помощью – услугами посредников, которые собирают необходимые бумаги, заполняют бланки и самостоятельно относят в Росреестр на основании доверенности, выданной будущим собственником.

Существует три способа подачи документов:

  • Лично – гражданин приходит в МФЦ по месту расположения недвижимости или отделение Росреестра (прием проводится по предварительной записи). Постоянное преимущество у лиц с инвалидностью и ветеранов войны, которые обслуживаются вне очереди.
  • Почтой – письмо с собранной документацией направляется в территориальное подразделение Росреестра по району расположения квартиры или в центральный аппарат на адрес приема корреспонденции.
  • Дистанционно – граждане вправе оформлять собственность на жилье через официальный сайт Росреестра. На нем создана возможность для заполнения заявления и присоединения сканов остальной документации. Перед отправкой бумаги заверяются усиленной ЭЦП.
Документы можно передать лично в МФЦ
Документы в МФЦ можно передать лично, почтой или дистанционно.

Инвалиды 1-й и 2-й группы могут воспользоваться услугой приема документов на дому. К ним по запросу выезжает курьер, который получает бумаги и помогает заполнить заявление.

Решение о предоставлении права собственности на квартиру принимается Росреестром в течение 5-12 рабочих дней.

Мнение эксперта
Миронова Анна Сергеевна
Юрист широкого профиля. Специализируется на семейных вопросах, гражданском, уголовном и жилищном праве
Гражданин вправе отслеживать статус своего запроса на сайте госструктуры по ссылке https://rosreestr.ru/wps/portal/cc_check_request_status.

Если ответ положительный, запись о новом владельце недвижимости вносится в ЕГРН.

Регистрация прав собственности: алгоритм действий

Процедура регистрации квартиры в собственность состоит из следующих шагов:

  • Заключение сделки, влекущей переход права собственности: покупка квартиры, обмен, получение в дар, подписание ДДУ и т.д.
  • Подготовка документации: сбор договоров и актов, подтверждающих переход права от одной стороны ко второй.
  • Получение иных документов (например, согласия от супруги (а), подтверждения из органов опеки и попечительства (если в сделке участвовал несовершеннолетний), оформление выписки из домовой книги и т.д.).
  • Заполнение бланка заявления. Его типовая форма располагается на официальном сайте Росреестра по ссылке https://rosreestr.ru/site/fiz/zaregistrirovat-nedvizhimoe-imushchestvo-/blanki-obraztsy-zayavleniy-xml-skhemy8154/.
  • Оплата государственной пошлины. Перед процедурой гражданину следует определиться, куда он обратится за оформлением права собственности на квартиру: в Росреестре и МФЦ действуют разные реквизиты (КБК). Оплатить сумму 2 000 руб. можно в отделении банка и через терминалы самообслуживания.
  • Рассмотрение предоставленных документов и принятие решения. Если у Росреестра имеются нарекания, гражданина уведомляют об ошибках, если ответ положительный – вносят запись в ЕГРН.
Образец договора дарения

По итогу процедуры заявителю выдают выписку из ЕГРН на квартиру. Ее предоставляют в электронной форме (заверяют усиленной ЭЦП), отправляют по почте, выдают в МФЦ или направляют с курьером.

Стоимость оформления жилой квартиры в собственность – 2 тыс. руб. Это официальный размер госпошлины, установленный для физических лиц.
Возможные дополнительные расходы заявителя – оплата услуг нотариуса, юриста или посредника, который будет помогать ему со сбором документации.

Сроки регистрации права собственности на городскую квартиру зависят от способа подачи документации. Самый долгий вариант – через МФЦ, потому что бумаги пересылаются оттуда в Росреестр. Вопрос решается до 15-ти рабочих дней. Самый быстрый способ – электронное обращение через официальный сайт госоргана, запись в ЕГРН вносится за сутки.

Почему не стоит откладывать регистрацию

Согласно ст. 131 ГК РФ, переход права собственности на недвижимость (квартиры, дома, наделы земли) предполагает необходимость обязательной государственной регистрации. Пока новый владелец не пройдет эту процедуру, он не будет вправе совершать сделки с имуществом: дарить, продавать, обменивать и т.д.

Если решение о предоставлении права будет отрицательным, заявителю потребуется исправить ошибки. На это нужно дополнительное время, поэтому к процессу госрегистрации необходимо готовиться заранее.

Сложности и пути решения

Если заявитель подал неполный комплект документов, в предоставленной информации содержатся ошибки и противоречия, регистрация приостанавливается. Практика показывает, что чаще всего выявляются следующие недочеты:

  • неверное указание адреса жилплощади;
  • ошибки в ФИО и паспортных данных продавца и (или) покупателя;
  • истечение срока предоставленной документации, неверное ее составление.

Если регистрация приостановлена, гражданина уведомляют об этом письменно, указывают на допущенные им неточности. На устранение ошибок дается срок 30-ть рабочих дней. Процедура продлевается по заявлению собственника, ее можно инициировать не более 3-х раз.

Мнение эксперта
Миронова Анна Сергеевна
Юрист широкого профиля. Специализируется на семейных вопросах, гражданском, уголовном и жилищном праве
Действия, бездействие представителей Росреестра можно обжаловать в судебном порядке, если они кажутся гражданину, который обратился  противозаконными.

Если гражданин желает оформить собственность быстро, он вправе воспользоваться ускоренной регистрацией права собственности на квартиру. Процедура предполагает, что сделка купли-продажи регистрируется в присутствии нотариуса. Далее документы, заверенные нотариально, приносятся в территориальное подразделение Росреестра или направляются через официальный сайт.

Срок ускоренной регистрации зависит от способа предоставления документации. Если заявитель выбрал бумажный вариант, запись в ЕГРН делается не позднее 3-х рабочих дней, если электронный – Росреестр принимает решение в течение одних суток. Далее с недвижимостью совершаются любые запланированные сделки.

Рейтинг автора
Автор статьи
Миронова Анна Сергеевна
Юрист широкого профиля. Специализируется на семейных вопросах, гражданском, уголовном и жилищном праве
Написано статей
235
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Экономьте на коммунальных услугах до 30% каждый месяц
Экономим ком. услуги
Посчитайте пени по вашей задолженности
Считаем пени
Добавить комментарий

Жилищный форум
Смотреть все темы

Обсудите действия управляющей компании, повышение тарифов, проблемы с соседями и другие вопросы на нашем форуме.

Для решения сложных вопросов, споров, судебных разберательств рекомендуем воспользоваться помощью наших специалистов
+7 (499) 653-60-72
доб. 161
Cоздать новую тему

Создать тему
Adblock
detector