Порядок регистрации права собственности на квартиру
Процедура регистрации права собственности на квартиру означает внесение данных о жилплощади в ЕГРН – федеральный реестр, где хранится информация о сделках, совершаемых с квадратными метрами, накладываемых на них обременениях, переходе вещных прав. Прохождение административных формальностей – необходимое условие для продажи, обмена и дарения ценного имущества впоследствии.
Условия для оформления
Оформление квартиры в собственность означает внесение сведений о ней в ЕГРН. Выписка из реестра – единственное доказательство прав гражданина на жилплощадь, поспорить с которым можно через обращение в судебные инстанции.

В ст. 14 ФЗ-218 указано, что гражданин вправе оформить квартиру в собственность путем подачи заявления. Запись в ЕГРН делается по следующим основаниям:
- издание органами муниципальной или региональной власти нормативных актов, устанавливающих права собственности на недвижимость для определенных категорий лиц или организаций;
- совершение сделок с жилплощадью (купля-продажа, мена, получение в дар);
- выдача подтверждения права наследования;
- вступление в силу решения судебного органа;
- составление межевого плана на земельный участок;
- выдача иной документации, предусмотренной положениями законодательства.
Согласно положениям ст. 16 ФЗ-2018, совершать регистрационные действия вправе только непосредственно связанные с объектом лица – будущие собственники квартиры. Если они не достигли 14-ти-летнего возраста или недееспособны, вместо них в Росреестр обращается их законный представитель, действующий на основании нотариальной доверенности.


Постановка объекта недвижимого имущества на кадастровый учет требуется, если он был вновь создан (например, гражданин построил дом), прекратил существование, информация о нем ранее не была внесена в ЕГРН.
Документы для оформления в собственность
Чтобы зарегистрировать собственность на квартиру, нужно обращаться в Росреестр с пакетом документации.
Полный перечень бумаг, которые могут потребоваться, приведен на официальном портале госоргана.
Чтобы выбрать из него позиции, актуальные для конкретного вида сделки, можно воспользоваться специальным конструктором жизненных ситуаций по ссылке http://ls.rosreestr.ru/usecases.html.
Для госрегистрации права на квартиру, возникшего в результате ее покупки, заявителю потребуется:
- общегражданский паспорт;
- договор с продавцом жилплощади;
- документальное подтверждение общей собственности на квадратные метры (если продавец женат);
- бумаги, подтверждающие собственность продавца на объект недвижимости;
- документ, подтверждающий внесение покупателем аванса (если от этого условия зависит заключение договора);
- заявление о госрегистрации права, составленное покупателем;
- квитанция о перечислении государственной пошлины.
Если заявитель обращается через своего законного представителя, потребуется нотариальная доверенность, подтверждающая его правомочия.
Если гражданин оформляет права собственности на квартиру, приобретенную на этапе возведения здания по договору долевого участия (ДДУ), пакет документов будет включать:
- паспорт;
- собственноручно написанное заявление;
- согласие от супруга или документ о безбрачии;
- акт передачи-приема квартиры (который подписал представитель застройщика по ДДУ и сам гражданин);
- кадастровый паспорт жилплощади.
Заявитель при регистрации прав обязан оплатить государственную пошлину. В 2018 году ее размер равен 2 тыс. руб. для граждан и 22 тыс. руб. для компаний.
Подготовка пакета документов


Существует три способа подачи документов:
- Лично – гражданин приходит в МФЦ по месту расположения недвижимости или отделение Росреестра (прием проводится по предварительной записи). Постоянное преимущество у лиц с инвалидностью и ветеранов войны, которые обслуживаются вне очереди.
- Почтой – письмо с собранной документацией направляется в территориальное подразделение Росреестра по району расположения квартиры или в центральный аппарат на адрес приема корреспонденции.
- Дистанционно – граждане вправе оформлять собственность на жилье через официальный сайт Росреестра. На нем создана возможность для заполнения заявления и присоединения сканов остальной документации. Перед отправкой бумаги заверяются усиленной ЭЦП.

Инвалиды 1-й и 2-й группы могут воспользоваться услугой приема документов на дому. К ним по запросу выезжает курьер, который получает бумаги и помогает заполнить заявление.
Решение о предоставлении права собственности на квартиру принимается Росреестром в течение 5-12 рабочих дней.

Если ответ положительный, запись о новом владельце недвижимости вносится в ЕГРН.
Регистрация прав собственности: алгоритм действий
Процедура регистрации квартиры в собственность состоит из следующих шагов:
- Заключение сделки, влекущей переход права собственности: покупка квартиры, обмен, получение в дар, подписание ДДУ и т.д.
- Подготовка документации: сбор договоров и актов, подтверждающих переход права от одной стороны ко второй.
- Получение иных документов (например, согласия от супруги (а), подтверждения из органов опеки и попечительства (если в сделке участвовал несовершеннолетний), оформление выписки из домовой книги и т.д.).
- Заполнение бланка заявления. Его типовая форма располагается на официальном сайте Росреестра по ссылке https://rosreestr.ru/site/fiz/zaregistrirovat-nedvizhimoe-imushchestvo-/blanki-obraztsy-zayavleniy-xml-skhemy8154/.
- Оплата государственной пошлины. Перед процедурой гражданину следует определиться, куда он обратится за оформлением права собственности на квартиру: в Росреестре и МФЦ действуют разные реквизиты (КБК). Оплатить сумму 2 000 руб. можно в отделении банка и через терминалы самообслуживания.
- Рассмотрение предоставленных документов и принятие решения. Если у Росреестра имеются нарекания, гражданина уведомляют об ошибках, если ответ положительный – вносят запись в ЕГРН.
По итогу процедуры заявителю выдают выписку из ЕГРН на квартиру. Ее предоставляют в электронной форме (заверяют усиленной ЭЦП), отправляют по почте, выдают в МФЦ или направляют с курьером.


Сроки регистрации права собственности на городскую квартиру зависят от способа подачи документации. Самый долгий вариант – через МФЦ, потому что бумаги пересылаются оттуда в Росреестр. Вопрос решается до 15-ти рабочих дней. Самый быстрый способ – электронное обращение через официальный сайт госоргана, запись в ЕГРН вносится за сутки.
Почему не стоит откладывать регистрацию
Согласно ст. 131 ГК РФ, переход права собственности на недвижимость (квартиры, дома, наделы земли) предполагает необходимость обязательной государственной регистрации. Пока новый владелец не пройдет эту процедуру, он не будет вправе совершать сделки с имуществом: дарить, продавать, обменивать и т.д.
Если решение о предоставлении права будет отрицательным, заявителю потребуется исправить ошибки. На это нужно дополнительное время, поэтому к процессу госрегистрации необходимо готовиться заранее.
Сложности и пути решения
Если заявитель подал неполный комплект документов, в предоставленной информации содержатся ошибки и противоречия, регистрация приостанавливается. Практика показывает, что чаще всего выявляются следующие недочеты:
- неверное указание адреса жилплощади;
- ошибки в ФИО и паспортных данных продавца и (или) покупателя;
- истечение срока предоставленной документации, неверное ее составление.
Если регистрация приостановлена, гражданина уведомляют об этом письменно, указывают на допущенные им неточности. На устранение ошибок дается срок 30-ть рабочих дней. Процедура продлевается по заявлению собственника, ее можно инициировать не более 3-х раз.

Если гражданин желает оформить собственность быстро, он вправе воспользоваться ускоренной регистрацией права собственности на квартиру. Процедура предполагает, что сделка купли-продажи регистрируется в присутствии нотариуса. Далее документы, заверенные нотариально, приносятся в территориальное подразделение Росреестра или направляются через официальный сайт.
Срок ускоренной регистрации зависит от способа предоставления документации. Если заявитель выбрал бумажный вариант, запись в ЕГРН делается не позднее 3-х рабочих дней, если электронный – Росреестр принимает решение в течение одних суток. Далее с недвижимостью совершаются любые запланированные сделки.