Этапы и документы для приватизации квартиры
Приватизация предполагает полный или частичный перевод жилого помещения из государственного или муниципального статуса в частную собственность жильцов. Впервые понятие «приватизация квартиры» появилось 4 июля 1991 года, при подписании Закона РФ №1541-1 от 04.07.1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РФ».
С 15.02.2017 года, после подписания Президентом РФ В. В. Путиным, процесс приватизации стал бессрочным. Данный закон регулирует все аспекты, затрагивающие реформирование жилищной собственности.
Содержание статьи
- 1 Что такое бесплатная приватизация
- 2 Документы, необходимые для приватизации
- 3 Сколько стоит процедура
- 4 Справка о неучастии в приватизации
- 5 Стоимость оформления технического паспорта
- 6 Госпошлина
- 7 Получение согласия/отказа всех прописанных членов семьи
- 8 Сбор необходимых документов
- 9 Подача заявления
- 10 Где и как приватизировать муниципальную квартиру
- 11 Как правильно приватизировать квартиру
- 12 Заключение
Что такое бесплатная приватизация
Бесплатная приватизация жилья доступна жильцам со статусом постоянно проживающих и зарегистрированных, включенных в контракт социального найма, а также членам их семей.
Принять участие в процедуре могут и несовершеннолетние, интересы которых представляют родители, опекуны. По достижению 18-летия они становятся полноправными хозяевами.
Уступить свое право приватизировать квартиру нельзя. Если гражданин, в отношении которого она должна пройти, не приходится родственником и не проживает на данной территории, его следует прописать на жилплощади, с учетом письменного согласия всех зарегистрированных. Прописка должна быть постоянной, с наличием в паспорте штампа.

Важно! Воспользоваться безвозмездным правом приватизации можно всего 1 раз.
Процесс перевода жилья в собственность происходит согласно основным принципам Закона о приватизации:
- добровольность (гражданин, совместно со всеми прописанными членами семьи, самостоятельно решает приватизировать квартиру, без давления со стороны);
- однократность (поскольку участвовать в бесплатной приватизации можно единожды, предусмотрительно сделать владельцем жилья только одного из родственников);
- добросовестность.
Список мест, в которых квартиры не подходят под процесс приватизации:
- дома-интернаты;
- ветхие аварийные, с актом признания комиссией;
- закрытые военные городки (предоставляются на время службы).
Приватизация гражданами квартиры дает право на:
- продажу/дарение, обмен (только на приватизированную) и сдачу в аренду;
- передачу по наследству;
- прописку/выписку любого физ. лица;
- вложение в качестве залога при кредитных операциях;
- отказ от выселения либо выплату компенсации в денежном эквиваленте, выделение равноценного жилья, даже с долгами по коммуналке;
- перепланировку квадратных метров (соглашение с определенными структурами).
Документы, необходимые для приватизации
Приватизационная процедура отнимает много времени и сил. Если есть финансовая возможность, можно доверить ее агентствам. Соответственно, перед началом всего процесса нужно позаботиться о документах, позволяющих специалистам представлять интересы клиента.
Полный и единый список всех необходимых бумаг, требующихся для приватизации квартиры, составить невозможно, поскольку происходит регулировка законодательства на уровне Федерации и местного самоуправления. Но есть обязательный перечень документов:
- заявка о возможности начала приватизации;
- паспорта жильцов и свидетельства о рождении (детей до 14 лет), участвующих в сделке законно;
- свидетельство о браке (при наличии);
- кадастровый паспорт;
- технический паспорт рассматриваемого жилого помещения;
- ордер, выданный при вселении или договор соц. найма квартиры;
- свидетельство о регистрации по месту пребывания;
- выписка из домовой книги о прописке в неприватизированном жилье;
- справка о том, что ранее собственники в приватизации не участвовали;
- справка, подтверждающая, что по квартплате нет задолженности (выписка из ЛС);
- выписка из ЕГРН на квартиру и формы №3 для всех соучаствующих в приватизации.

Дополнительные документы:
- нотариальная доверенность всех жильцов (если процедурой занимается один);
- отказ от приватизации одного или нескольких жильцов, заверенный нотариально (не нужен, если они уже когда-то приватизировали жилплощадь);
- свидетельство о смерти прежде прописанных родственников;
- справка из паспортного стола (если адреса в паспорте не соответствуют адресам в ордере/договоре);
- справка о регистрации, принятии гражданства РФ (для лиц, не имеющих ранее);
- справка об отсутствии участия в приватизации прежде (для граждан, прибывших из регионов РФ);
- справка формы №2 об участии в приватизации, расширенная выписка из домовой книги и ЕГРН (лиц, прежде участвующих в приватизации);
- выписка из домовой книги по прошлому и настоящему адресу (регистрация с 1.07.1991).
Даже если несовершеннолетние члены семьи были выписаны по данному адресу перед написанием заявления, но при этом упомянуты в договоре соц. найма, то фактически они имеют абсолютное право получить свою долю собственности.
Документы на детей, фигурирующих в приватизации квартиры:
- разрешение для обоих родителей от органов опеки (гарантия беспрепятственности в приватизации);
- выписка из домовой книги по прошлому и настоящему адресу (в органы опеки);
- постановление органов опеки о назначении опекуна (для опекаемых детей).
Сколько стоит процедура
Само жилое помещение граждане получают в собственность бесплатно, независимо от того, сколько оно стоит на жилищном рынке.
Расходы складываются из уплаты различных пошлин и сборов при оформлении документации. Суммы варьируются, исходя из региона, населенного пункта и специфики конкретного случая.

Усредненные затраты в рублях на 2018 год:
- госпошлина перехода квартиры в собственность – 2000;
- справка о составе семьи – от 200;
- справка об отсутствии участия в приватизации – 200-500;
- кадастровый паспорт – от 2000;
- технически паспорт ЖП – 1200-20000;
- услуги нотариуса – от 1000;
- выписка из лицевого счёта – от 200;
- дубликат договора соц. найма (при утере) – от 100;
- выписка из лицевого счёта – от 200;
- выписка из ЕГРН на квартиру и формы №3 – от 200;
- согласование перепланировки (при наличии) – от 40000 (самовольно, с нарушениями – штраф от 1000);
- срочность – от 20000;
- разрешение опеки – бесплатно;
- отдельные документы, запрашиваемые полномочиями Росреестра и ГБУ «Мои документы» – бесплатно;
- возможный долг по коммунальным услугам (при наличии) – индивидуально;
- сотрудничество с агентствами по оформлению всей документальной базы – индивидуально.
К примеру, в крупных городах услуги агентств могут составить:
- выписка из ЕГРН – от 20000;
- недостающие справки – от 10000;
- нотариальные услуги – от 8000.
Важно! Это примерная стоимость услуг. Госпошлины и сбор оплачиваются отдельно заявителями. Сроки снизятся в 4 раза (с 60 дней до 15).
Некоторые бумаги оплачиваются на каждого члена, участвующего в процессе приватизации.
Справка о неучастии в приватизации
Справка о том, что физ. лица прежде не были участниками приватизации, предоставляется в обязательном порядке на всех жильцов. Без нее оформление квартиры в собственность невозможно.
Исключение – прописка не изменялась с 1991 года. Все необходимые сведения есть в администрации.
Данные 1991-1998 годов выдаются в районном БТИ. С 1998 по текущий год – в Едином государственном реестре прав на недвижимость. Выдается, как в Россеестре (заявителю, агенту), так и заказывается через МФЦ, письмом, электронной почтой.
Справка действует бессрочно, но лучше иметь ее в пакете документов за месяц до составления заявления.
Отказ от участия в приватизации квартиры бывает 2 типов:
- сознательный, от использования права (мешает остальным жильцам воспользоваться);
- в пользу других жильцов (в равных долях).
При втором варианте необходимо оформить отказ письменно. В заявлении необходимо указать паспортные данные с адресом прописки и фактического проживания, просьбу о невнесении в список участников приватизации и причину добровольного отказа.
Объективная причина невозможности личного присутствия при сделке из-за длительного отсутствия (проживание за рубежом, срочная служба, отбывание срока в местах лишения свободы и т. д.) – не повод для отказа. В таком случае доля в приватизированной квартире остается закрепленной за этим гражданином.
Стоимость оформления технического паспорта
При оформлении муниципальной квартиры в собственность предоставляется техпаспорт, в котором собраны технические характеристики о ЖП: этажность, площади всех комнат, расположение дверных и оконных проемов и т. д.
Цена технического паспорта на квартиру, площадью до 1000 кв. м на 2018 год – 1200 рублей. Размер площади свыше влечет повышение тарифа. Срочность – около 20000 рублей.

Техпаспорт можно заказать в районном БТИ, на сайте Госуслуги и в МФЦ (ГБУ «Мои документы»).
Выполнение несанкционированной перепланировки необходимо сначала узаконить. Если информация вскрылась после готовности паспорта, он переделывается и, после урегулирования вопроса с перепланировкой, заново оплачивается.
Госпошлина
Под госпошлиной следует понимать фактическую оплату услуги, которую совершают сотрудники-регистраторы соответствующих государственных органов.
Оплату госпошлины должны совершить все жильцы, участвующие в приватизационной процедуре, кроме лиц, не достигших 14 лет.
Размер госпошлины на 2018 год установлен в 2000 рублей. Оплачивается по квитанции, в которой указывается Ф.И.О. и адрес плательщика, полная информация организации, занимающейся регистрацией, сумма платежа, в т. ч. прописью, платежная дата и личная подпись.
Получение согласия/отказа всех прописанных членов семьи
Нежелание терять время, бегая по инстанциям, тратить финансы или адресный отказ в интересах одного из родственников должен быть оформлен в письменной форме.
Заполняется он в нотариальной конторе, в присутствии специалиста, и включает в себя:
- полные данные отказывающегося;
- причину добровольного отказа;
- список жильцов, в чьих интересах совершается отказ;
- местоположение приватизируемой жилплощади;
- постановление государственных органов опеки;
- данные свидетельства о рождении.
Отказник может устраниться от дальнейшего процесса. Согласие на получение жилплощади в частную собственность отразится в заявлении на приватизацию.
Сбор необходимых документов
Госслужбы, в которые следует обязательно обратиться при сборе пакета документов:
- БТИ;
- паспортный стол;
- ЕИРЦ (для выписки из лицевого счёта об отсутствии долгов по ЖКХ);
- регистрационная палата;
- кадастровый орган.
Важно! Некоторые справки имеют короткий период действия.
Краткосрочные справки:
- паспортный стол – 2 недели;
- ЕГРН – 1 неделя-1 месяц;
- лицевой счет (ЕИРЦ) – до 1 месяца;
- домовая книга – 2 недели.
Чтобы не возникло проблем, в первую очередь, следует собирать документы с неограниченным и длительным периодом действия.
Подача заявления
Заявление о приватизации заполняется единожды, одно на всех прописанных в квартире членов семьи. Ошибки не допускаются.
Жильцы, в т. ч. отказники, ставят подписи с расшифровкой. Бланк должен содержать:
- название структуры;
- данные жильцов;
- информацию о желании приватизировать квартиру;
- параметры и адрес жилого помещения;
- перечень и количество прилагаемых документов.
При составлении заявления обязательно присутствие всех жильцов. Отсутствие кого-либо подтверждается нотариально.
Где и как приватизировать муниципальную квартиру
Полный набор документов для процедуры приватизации муниципальной квартиры передается в администрацию района (муниципалитет).
Документы регистрируются в книге. На заявлении ставится дата приема, подпись сотрудника и штамп организации. Заявителю выдается расписка в получении.
При положительном результате, после 2-х месячного рассмотрения поступит приглашение. Соглашение подписывается всеми участниками приватизации. Исключение – нотариальная доверенность от члена семьи, с указанием Ф.И.О. доверенного лица.
Подписание с администрацией договора не позволяет пользоваться квартирой, как собственной. Такая возможность появится только при оплате госпошлины, с момента регистрации данного соглашения в регистрационной палате, осуществляемой в течение 30 дней.
Как правильно приватизировать квартиру
Нарушение порядка 30-дневной регистрации процедуры приватизации квартиры – повод обращения в Прокуратуру или судебную инстанцию. Весь процесс укладывается в 3-4 месяца.
Чтобы начать действия, нужно определить всех возможных участников приватизации, чтобы не произошло оспаривание сделки в суде.

Пошаговая инструкция процесса приватизации квартиры:
- Сбор необходимых (основных и дополнительных) документов, указанных в перечне выше, с учетом сроков действия и необходимости заверения некоторых из них нотариально.
- Заполнение заявления на приватизацию. Бланк можно взять в территориальном жилищном центре, скачать с сайта или написать по образцу от руки, с учетом рекомендаций данной статьи.
- Оплата госпошлины. Передача пакета документов.
- Подписание приватизационного договора. Дата утверждается сотрудником отдела администрации.
- Обращение в регпалату или МФЦ для оформления права собственности с подписанным договором, кадастровым и техпаспортом, выписками из Росреестра, домовой книги, паспортами и справками с прошлого и нынешнего места жительства всех участвующих в процессе приватизации. Важно взять расписку в получении пакета документов. Без данной расписки свидетельство не будет выдано на руки.
- Обращение с готовым свидетельством о праве собственности в БТИ, где произойдет постановка приватизированного жилья на учет.
Заключение
