Этапы признания дома аварийным
Аварийное жилье не пригодно для жизнедеятельности граждан. Поэтому в нашей стране разработана государственная программа по переселению лиц, проживающих в индивидуальных и многоквартирных домах, относящихся к данной категории. Все расходы, касающиеся временного переселения и предоставления постоянного жилья, осуществляются государством. Но для этого муниципалитет должен признать аварийность жилой постройки соответствующей документацией.
В каком случае дом признают аварийным
Законодательное регулирование проблемы признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу осуществляется Постановлением Правительства РФ № 47. На основании части 3 законодательства о ветхом фонде, жилье признается аварийным в определенных ситуациях:
- если присутствуют явные показатели физической изношенности дома и его составляющих, что делает эксплуатацию не безопасной для жизнедеятельности живущих в нем граждан;
- повышенный уровень загрязнения окружающей среды, присутствие вредных производств, выброса ядовитых соединений в атмосферу, превышенное предельное значение радиации и прочие обстоятельства, делающие процесс проживания в доме недопустимым;
- несоблюдение санитарно-эпидемиологических установок, вызвавшее последствия, которые нельзя ликвидировать;
- если ветхий дом обладает явными признаками деформирования внутренних построек, разрушительными преобразованиями несущих ограждений, фундамента;
- при расположении жилого здания в районе, где возможны оползни, землетрясения, прочие катаклизмы природного происхождения и техногенные катастрофы;
- если по результатам замеров определяется увеличенное значение вибрации и шума на местности расположения жилой постройки;
- здание располагается поблизости от воздушной ЛЭП, и на высоте 1,8 м уровень напряжения равен либо превышает 50 Гц;
- если жилой дом стал неподходящим для жизни после природного катаклизма, пожара либо другого происшествия, требующего переселения только в экстренных случаях.
Но в большинстве ситуаций аварийный дом характеризуется сильной фактической изношенностью, в связи с чем его последующее использование является опасным. В основном, ветхое жилье получает статус аварийного.
Что необходимо делать, чтобы ваше жилье утвердили на снос
Исходя из действующих законодательных актов, переселение граждан представляется возможным при соблюдении порядка признания дома аварийным и подлежащим сносу:
- На уровне регионов утверждается программа уничтожения жилого фонда, являющегося аварийным.
- Формируется реестр жилого фонда, относящегося к аварийному и ветхому.
- Власти утверждают постановление, которое делает законным снос аварийной жилой постройки, либо дом полностью реконструируется.
- Если принята резолюция о разрушении постройки, то все обитатели недвижимого объекта расселяются по новым квартирам, причем предоставляемое взамен жилье не может уступать по площади тому, что обрело статус аварийного.
Для подтверждения аварийности дома на уровне муниципалитета жильцам потребуется следовать определенным рекомендациям:
- изначально нужно собрать пакет документации;
- на собрании владельцев квартир многоквартирного дома необходимо выбрать организацию, обладающую правом на выдачу объективной характеристики жилого строения;
- с выбранным исполнителем нужно заключить договор для того, чтобы узнать, является дом аварийным или нет;
- на основании выданного заключения специалистов оформить прошение в межведомственную комиссию администрации города по получению статуса аварийности для жилья.
Обращаться с просьбой о проведении технической экспертизы дома следует только к специализированным организациям, заслуживающим доверия муниципалитета.
Иначе итоги проверки могут не устроить межведомственную комиссию, принимающую соответствующее решение относительно ветхого строения.
Какие нужно подготовить документы для процедуры
Чтобы признать аварийным частный дом, хозяевам потребуется знать особенности расселения, нюансы оформления внушительного пакета документации:
- собственники должны оформить заявление с требованием о признании аварийности дома;
- от МЧС, Роспотребнадзора и Санэпидемстанции нужен акт проверки жилого здания;
- техническая документация из Росреестра со сведениями о физическом износе жилого строения и его перекрытий; также необходимы данные об остаточной стоимости;
- сведения из Росреестра о планировке дома и квартир;
- решение организации, проводившей экспертизу жилого здания и его отдельных квартир, о пригодности для дальнейшей эксплуатации;
- свидетельства, подтверждающие проведение ремонтных, строительных работ, акты осмотра дома его владельцами, ТСЖ, УК; обозначенные мероприятия должны были проводиться на протяжении 3-х предшествующих лет;
- в жилищной инспекции необходимо запросить заключение по проведенным контрольным мероприятиям с соблюдением всех законодательных норм;
- прочие официальные бумаги, требующиеся межведомственной комиссии для переноса строения в категорию ветхого и аварийного жилья.
Выше представлен список документации, которая предъявляется в любой ситуации, но могут стать необходимыми вспомогательные свидетельства и контрольные мероприятия.
Грамотное составление заявления
Шаблон прошения располагается в системе электронных государственных либо региональных услуг. При самостоятельном оформлении документа следует придерживаться следующих рекомендаций:
- заявление пишется либо печатается на стандартном листе;
- в «шапке», размещаемой сверху, в правой части листа, обозначается ФИО, занимаемый пост должностного лица (например, председателю межведомственной комиссии);
- далее указываются личные данные заявителя (владельца дома или его официального уполномоченного): ФИО, дата рождения, место проживания, СНИЛС, ИНН, мобильный номер и адрес электронного ящика для связи;
- в центральной части обозначается название: «Заявление»;
- ниже следует текст прошения о признании аварийного состояния дома с обязательным указанием его адреса;
- затем обозначается список прилагаемой к заявлению документации, которая обосновывает просьбу жильцов;
- завершается прошение датой оформления и подписями обитателей дома; если их много, то официальную бумагу следует подкрепить жалобными письмами всех хозяев.
Заявление оформляется в 2-х экземплярах, каждый из них регистрируется в муниципалитете.
Как и куда подавать бумаги
Для признания дома аварийным и подлежащим сносу пакет официальных бумаг передается в муниципалитет. Существует несколько способов подачи:
- отнести пакет документов лично в канцелярию;
- переслать все бумаги почтовым отправлением с уведомлением о получении либо отправить их на электронный адрес муниципалитета;
- передать собранную документацию через МФЦ.
Экспертиза жилья, напоминающего ветхое
Экспертиза жилого дома для признания его аварийности осуществляется в 2 этапа:
- Вначале оценку жилищным условиям дает организация, обладающая подобным правом.
- Итоговое экспертное заключение выдается межведомственной комиссией.
На основании заключения специализированной организации, с прилагаемой документацией и по результатам проверки изношенности жилого здания, пожарной безопасности, соблюдения санитарно-эпидемиологических установок и так далее, выносится соответствующее заключение.
Для его оформления могут привлекаться эксперты со стороны. Заключение издается в количестве 3-х экземпляров.
Когда ждать заключения и в какой форме
После поступления официальных бумаг комиссия на протяжении месяца осуществляет их анализ и экспертизу жилого здания. По итогам этих мероприятий формируется заключение, содержащее решение по поводу удовлетворения либо отклонения просьбы жильцов. В документе обязательно указываются ссылки на нормативную документацию и официальные бумаги, приложенные к заявлению собственников. Заключение должно закрепляться подписями всех членов комиссии, ее председателем, заместителем, секретарем.
Далее, основываясь на заключении комиссии, муниципалитет на протяжении месяца оформляет постановление и распоряжение, касающееся жилой постройки и сроков предоставления нового жилья при необходимости.