Консультация юриста по телефону
+7 (499) 653-60-72
доб. 161
По Москве и Московской обл.
Работаем круглосуточно
Нуждаетесь в совете юриста?
Задайте свой вопрос прямо на сайте бесплатно
Юрист сейчас
в режиме онлайн
Спросить
Автор статьи
Миронова Анна Сергеевна
Время на чтение: 4 минуты
АА

Как правильно сдать комнату в коммунальной квартире в аренду?

Права на коммунальную квартиру одновременно принадлежат нескольким собственникам. Поэтому операции, затрагивающие такую недвижимость, необходимо согласовывать с другими владельцами. Это также относится и к случаям, когда один из собственников планирует сдать комнаты в коммунальной квартире в аренду. Однако в законе определены ситуации, когда согласие соседей не потребуется.

Необходимые документы

Сдать комнаты в коммунальной квартире бывает проблематично. Отчасти это объясняется тем, что соседи, проживающие рядом, не всегда согласны с появлением нового человека. Но на этот счет в законе предусмотрены отдельные нормы, которые разрешают подобные споры.

Чтобы не возникли проблемы со сдачей комнаты в коммуналке, необходимо выделить все возможные ситуации, с которыми могут столкнуться собственники и наниматели:

  1. Неприватизированная комната. В данном случае, чтобы сдать комнату, потребуется получить соответствующее разрешение в местном муниципалитете (у действующего собственника) и согласие у соседей (нанимателей остальных комнат), включая членов семей последних.
  2. Приватизированная комната. Этот вариант удобен тем, что владелец, согласно Конституции, вправе распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению. И владелец может сдать жилое помещение без участия третьих лиц.
  3. Неприватизированная квартира. Комнаты в такой коммуналке сдают при условии получения разрешения от местного муниципалитета, а также членов семьи, проживающих с арендодателем.
  4. Приватизированная коммуналка. Этот вариант наиболее простой, так как сдать в аренду можно без согласования с третьими лицами.

Чтобы правильно сдать в аренду долю в коммуналке, необходимо учитывать приведенные ситуации. От этого, в частности, зависит список документов. Для сдачи потребуются:

  • свидетельство о собственности или договор социального найма;
  • справка о составе семьи – лиц, зарегистрированных совместно с собственником;
  • паспорт;
  • согласие членов семьи и/или соседей.

При необходимости предоставляется разрешение на передачу объекта в аренду, выданное органами местной власти.

Особенности договора аренды

Арендный договор должен содержать права и обязанности обеих сторон. В документе необходимо отразить следующее:

  • срок действия;
  • факт проживания арендодателя с нанимателем (если это предусматривается);
  • обстоятельства, при наступлении которых договор расторгается;
  • порядок оплаты;
  • наименование лица, которое будет оплачивать коммунальные услуги;
  • размер предоплаты;
  • личные сведения о каждой стороне;
  • иные условия действия арендного соглашения.

Также, прежде чем сдать жилое помещение, рекомендуется составить отдельный акт (опись) либо привести следующую информацию непосредственно в договоре:

  • перечень и состояние предметов меблировки;
  • наличие бытовой техники, примерная стоимость;
  • ответственность лиц в случае нанесения материального ущерба;
  • состояние стен, пола и потолка.
Права и обязанности обеих сторон содержатся в арендном договоре.

Наличие указанного документа облегчит разрешение споров, возникающих по поводу возмещения материального ущерба.

Важным является указание способа внесения оплаты. Это могут быть: перевод на банковский счет, передача наличных средств в руки или иное.

Можно ли сдать комнату в коммунальной квартире без согласия соседей?

Данный вариант возможен в ситуациях, когда комната является собственностью арендодателя. В таком случае владелец вправе сдать недвижимость, не получая на то согласия других лиц, проживающих в коммуналке, либо местного муниципалитета.

В подобных ситуациях нередко возникают споры по поводу права эксплуатации имущества, входящего в общедолевую собственность: санузлы, кухни, коридоры и иное. Соседи, которые не дают сдать жилплощадь, упирают на то, что наниматели не могут пользоваться по своему усмотрению указанными помещениями.

Действующее законодательство (Жилищный и Гражданский Кодекс) разрешает данный спор. В ЖК прямо указано, что лицо, являющееся полноправным владельцем комнаты в коммуналке, может распоряжаться имуществом, которое относится к общедолевому. Из этого следует, что аналогичными правами обладает и наниматель жилого помещения.

Во избежание неприятностей рекомендуется согласовать с соседями вопросы, которые часто вызывают споры: время посещения гостей, порядок и условия использования общедолевого имущества и другое. При необходимости эти нюансы можно отразить в отдельном документе.

Второй важный нюанс — наниматель не должен портить общую собственность или создавать проблемы остальным проживающими (нарушать порядок). Если эти требования не соблюдаются, соседи вправе подать жалобу в соответствующие органы, которые могут обязать владельца комнаты расторгнуть договор аренды.

Соседи вправе подать жалобу на владельца комнаты и он должен будет расторгнуть договор аренды.

Третий нюанс, который следует учитывать, — сдать можно жилые помещения, чья площадь превышает 12 м2. Причем этот показатель рассчитан на одного человека. Если собственник сдает комнату двум нанимателям, площадь помещения должна быть больше.

Как сдавать комнату в неприватизированной коммунальной квартире?

Сдать в аренду неприватизированное жилое помещение можно при условии получения согласия на совершение подобных действий от органов местного самоуправления (жилищного комитета).

Объясняется это тем, что муниципалитет в данном случае выступает, как собственник недвижимости. В случае обнаружения посторонних лиц, проживающих в комнате (квартире), местные власти вправе выселить таких людей.

Чтобы оформить разрешение, благодаря которому наниматель получает право сдать жилое помещение, потребуется написать заявление в соответствующие органы и приложить письменное согласие всех членов семьи, совместно проживающих с арендодателем. В остальном порядок сдачи аналогичен тому, что был ранее указан.

Необходимо получить разрешение от жилищного комитета, чтобы сдать в аренду неприватизированную квартиру.

Расторжение договора

Если иное не отражено в договоре, арендодатель или наниматель должны сообщить другой стороне о намерении расторгнуть соглашение за три месяца. Такое требование отражено в законе.

Расторжение обычно проводится в частном порядке. Никаких дополнительных действий от собственника или нанимателя не потребуется. Единственное, что нужно учесть — ситуацию, когда арендный договор зарегистрирован в Росреестре. В подобных случаях владельцу необходимо обратиться в территориальное отделение этой организации и сообщить о прекращении действия соглашения. Иначе ФНС продолжит начислять налог на прибыль, полученную за счет сдачи жилого помещения.

Мнение эксперта
Миронова Анна Сергеевна
Юрист широкого профиля. Специализируется на семейных вопросах, гражданском, уголовном и жилищном праве
Перед расторжением соглашения рекомендуется составить и подписать акт приема-передачи недвижимости. Этот документ позволит в будущем разрешить возможные конфликтные ситуации. При возникновении споров по поводу возмещения материального ущерба и других претензий стороны вправе обратиться в суд.
Рейтинг автора
Автор статьи
Миронова Анна Сергеевна
Юрист широкого профиля. Специализируется на семейных вопросах, гражданском, уголовном и жилищном праве
Написано статей
235
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Экономьте на коммунальных услугах до 30% каждый месяц
Экономим ком. услуги
Посчитайте пени по вашей задолженности
Считаем пени
Добавить комментарий

Жилищный форум
Смотреть все темы

Обсудите действия управляющей компании, повышение тарифов, проблемы с соседями и другие вопросы на нашем форуме.

Для решения сложных вопросов, споров, судебных разберательств рекомендуем воспользоваться помощью наших специалистов
+7 (499) 653-60-72
доб. 161
Cоздать новую тему

Создать тему
Adblock
detector