Что делать, если из крана течет ржавая вода
Появление ржавой воды из крана, в основном, обусловлено наличием старых труб, срок эксплуатации которых истек. Подобные ситуации более характерны для домов, расположенных в регионах, где водопроводную систему прокладывали десятилетия назад. Несмотря на высокую распространенность такой проблемы, коричневая вода из крана не является нормой, а чистота воды регулируется на законодательном уровне.
Почему из крана течет ржавая вода: основные причины
Вода, текущая из крана, ржавеет по следующим причинам:
- плановое отключение воды;
- сильный износ водопроводной системы;
- недостаточная очистка;
- загрязнения, проникшие в водопровод вместе с осадками.
По закону, концентрация железа в воде, подаваемой в частные домовладения, не должна превышать 0,3 миллиграмма на 1 литр.
Из-за подачи некачественной жидкости со временем у людей развиваются патологии внутренних органов. Если не устранить причины появления ржавой воды из крана, то со временем возникнут заболевания желудка, кишечника и печени. Также ржавчина провоцирует образование пигментных пятен на коже. Поэтому, если из крана течет грязная вода, необходимо устранить эту проблему.
Плановые отключения — почему вода из крана ржавая?
Законодательные нормы определяют, что после планового отключения, связанного с необходимостью проведения проверки трубопроводов, возможно появление мутной воды.
Трубы, обеспечивающие «питание» домовладений, изготовлены из металла. Этот материал, при контакте с влагой, начинает окисляться и ржавеет. Прекращая подачу водоснабжения, сотрудники коммунальных служб тем самым ускоряют такие процессы. Вследствие этого позднее из крана, вместе с жидкостью, некоторое время выходит ржавчина. После того, как вода протечет, в течение нескольких минут качество жидкости восстанавливается.
Можно ли мыться в ржавой воде?
Из-за конструктивных особенностей центрального водоснабжения в жидкости, поступающей по трубам в дома, постоянно присутствует небольшое количество ржавчины. Подобные примеси в малой концентрации не вызывают у человека побочных реакций.
Действующее законодательство определяет следующее: содержание ржавчины в воде не должно превышать 0,3 миллиграмма на каждый литр (СанПиН 2.1.4.1074-01). Если этот показатель доходит до 0,4-0,8 миллиграмма, то такую воду можно использовать для мытья посуды. В иных случаях, когда из крана течет желтая или оранжевая жидкость, купаться в ванной или ополаскиваться под душем нельзя. Связано это с тем, что окислы железа провоцируют дисфункцию печени и других органов, вызывают дерматозы и другие заболевания.
Также не рекомендуется включать стиральные или посудомоечные машины. Ржавчина, оседающая на узловых компонентах бытовых приборов, быстро выводит из строя домашнее оборудование.
Способы очистки ржавой воды из крана
В связи с тем, что в России ежегодно проводятся плановые отключения, потребность в очистке ржавой воды из крана возникает достаточно часто. Для этого достаточно установить дома фильтры, которые удаляют вредные примеси. Подобная продукция бывает разного типа. Большинство фильтров встраиваются непосредственно в водопроводную систему, другие навешиваются на кран. Эти изделия требуют регулярного ухода: требуется чистить, менять мембраны и выполнять иные манипуляции. Со временем на старых фильтрах, под воздействием естественных процессов, развивается колония патогенных микроорганизмов, опасных для здоровья человека.
Второй вариант очистки — отстаивание водопроводной воды. Этот способ подходит для тех случаев, когда жидкость используется для бытовых (технических) целей, но не для употребления.
Порядок действий при появлении ржавчины из крана
В случае выявления ржавчины в воде из крана нужно установить причины ухудшения качества жидкости. Если это обусловлено плановым отключением подачи воды, либо трубы находятся в аварийном состоянии, то жалобы в инстанции не решат проблему.
Обращаться в различные инстанции по поводу некачественного предоставления услуг следует при регулярном появлении ржавчины. Поступление воды с примесями, концентрация которых не соответствует требованиям установленных нормативов, нарушает законные права домовладельцев. Поэтому, при появлении ржавчины из крана, рекомендуется обратиться в аварийно-диспетчерскую службу по телефону или явиться лично.
Каждая подобная заявка обязательно регистрируется. Это делается для того, чтобы потребители могли в будущем узнать, как решается проблема.
По закону, коммунальные службы обязаны заранее предупреждать владельцев квартир о плановом отключении водоподачи.
Если это произошло внезапно, то с высокой долей вероятности отсутствие воды объясняется аварией на магистрали.
Написать жалобу
Жалоба на некачественное предоставление коммунальных услуг составляется в произвольной форме. В документе необходимо отразить суть претензий и причины возникновения проблем. Также потребуется предоставить фактические доказательства, собрать которые помогают сотрудники управляющей компании или ресурсоснабжающей организации.
К кому обращаться по поводу ржавой воды?
Жаловаться на ржавую воду, текущую из крана, необходимо в управляющую компанию или ресурсоснабжающую организацию. Если последние не реагируют на претензии домовладельцев, собственникам жилья следует обратиться в Роспотребнадзор либо в суд. Оба варианта актуальны в тех случаях, когда из-за ржавой воды из крана сломались бытовые приборы типа стиральной и посудомоечной машин.
Жалобу в УК или другие учреждения, обладающие соответствующей компетенцией, необходимо подавать в том случае, если ржавчина течет из крана продолжительное время.
В подобных обстоятельствах коммунальные службы обязаны сделать перерасчет за водопотребление за указанный период.
Составление претензии в управляющую компанию
Если вода из крана не соответствует техническим нормам, рекомендуется не только подавать заявления в жилищную инспекцию, но и обращаться в управляющую компанию. Претензия составляется в произвольной форме. Однако документ должен содержать следующие сведения:
- личные данные и адрес проживания лица, обратившегося с таким заявлением;
- период, в течение которого беспокоит заявленная проблема;
- информация о поломках, произошедших из-за воды низкого качества, с доказательствами.
Управляющая компания должна реагировать на подобные жалобы в течение двух суток после регистрации документа. Сотрудники УК и ресурсоснабжающей организации проверяют качество воды, текущей из крана заявителя, и составляют соответствующий акт (в случае выявления проблемы). Документ подписывается всеми участниками процесса, в том числе и лицами, проживающими в квартире.
После этого сотрудники УК и ресурсоснабжающей организации должны выявить причины появления ржавчины и методы устранения проблемы. Одновременно с этим производится перерасчет потребленной воды за период, в течение которого собственник получал некачественные услуги. На решение этого вопроса отводится несколько суток с момента оформления указанного ранее акта.
Помощь Роспотребнадзора
Обращением с претензией в управляющую компанию не стоит ограничиваться. УК и ресурсоснабжающие организации не всегда быстро решают проблемы, связанные с предоставлением коммунальных услуг. Кроме того, по ряду причин, исследования, необходимые для определения качества воды и концентрации примесей, длятся долго.
Решить данную проблему помогает обращение в Роспотребнадзор. Эта организация способна ускорить проведение экспертизы и принять меры, необходимые для устранения причин, приведших к появлению ржавчины.
Обращение в суд
Жаловаться на качество водопроводной воды допускается и в суд. Но граждане редко пользуются такой возможностью. Связано это с тем, что подобные проблемы обычно решаются на уровне управляющей компании или Роспотребнадзора.
Если собственник жилья решился обратиться в суд, то для этого необходимо собрать доказательную базу, подтверждающую факт предоставления некачественных услуг. Домовладельцам потребуется предоставить следующие документы:
- акты, составленные сотрудниками УК, ресурсоснабжающей организации и Роспотребнадзора;
- договор о предоставлении коммунальных услуг;
- иные документы или факты, необходимые для перерасчета платежей и компенсации убытков, возникших в связи с поломкой бытовых приборов либо с установкой фильтров.
В случае принятия положительного решения суд обязывает ответственную организацию устранить все пункты составленной претензии, в том числе и возместить моральный или материальный вред.